Район плюс

Интернет-газета Ростовской области

Фотогалерея


Ростовска...

Реклама ссылки

Новые ФГОСЫ не соответствуют требованиям современной науке, считает ректор ВШЭ

 Новые стандарты для обучения школьников не соответствуют требованиям современной науки, заявил ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. А буквально накануне с критикой проекта выступили около 500 российских учителей литературы.

 

Высшее недовольство

 

 

Руководитель ВШЭ Ярослав Кузьминов обрушился с критикой  на проекты федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для начальной (с первого по четвертый класс) и основной (с пятого по девятый класс) школы. Информационное агенство РосБизнесКонсалтинг  www.rbc.ru/ поделилось с читателями мнением руководителей ведущих российских высших школ бизнеса.  

 Проекты ФГОС  устарели еще на этой предварительной стадии с точки зрения современной экономической науки, а стандарт, которым будет предписываться  изучения истории, написан небрежно, указал ректор ВШЭ в письме министру образования и науки Ольге Васильевой от 19 марта (Кузьминов входит в совет министерства по ФГОС). Между прочим, именно в этот день в Минобрнауки должно было пройти срочно отмененное заседание, посвященное принятию этого проекта.

 

 

 

Что такое ФГОС

 

 

ФГОС — это обязательные требования для государственных школ, вузов и колледжей. На их основе разрабатывается учебная программа и пишутся учебники. Нынешнее изменение стандартов связано с тем, что   зимой 2017 года Владимир Путин поручил правительству систематически обновлять содержание общего образования «на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий». Те стандарты, о которых идет речь обсуждались и разрабатывались весь 2017 год.

И несмотря на столь длительный срок подготовки, по мнению Кузьминова, проект ФГОС нуждается в доработке. Самое главное в нем нет специальных требований к изучению предметов на углубленном уровне. «В требованиях к учебным планам возможность углубленных курсов не раскрыта. Значит ли это, что стандарт не дает возможности углубленного или ускоренного освоения образовательных программ?» — задает вопрос ректор  в письме.

Как откровенную недоработку Кузьминов отмечает, что российское образовательное ведомство  хочет отказаться от проверки метапредметных знаний школьников после девятого класса во время государственной итоговой аттестации (ГИА). А это целый комплекс, включающий в себя критическое, творческое и аналитическое мышление и т.д.

Некоторых понятийных критериев, которыми определяются индивидуальные результаты учащихся по итогам обучения в основной школе, не существует в серьезных научных трудах. А, значит, они ни теоретически, ни опытным путем не обоснованы, отмечает Кузьминов.В качестве примеров ректор ВШЭ приводит следующие слвоосочетания, «социально значимые понятия», «субъективное и историческое время», «чувство личности» и «внутренняя позиция личности».

Также Ярослав Иванович акцентирует внимание на «небрежность» проекта ФГОС по истории. «Некоторые личности указаны с инициалами, а некоторые нет», — отмечает Кузьминов. ФГОС по некоторым другим предметам также устарели с точки зрения современной науки. Например, используемые в новых образовательных стандартах понятия «производительный и непроизводительный труд» Кузьминов называет «конструктом советской политэкономии». Поэтому он хотел бы провести более тщательную экспертизу ФГОС.

 

 

Ректор ректору

 

 

Пресс-служба Минобрнауки отреагировала оперативно и сообщила:  замечания Кузьминова услышаны и ответ на них будет дан в ближайшее время. Но не только ректор ВШЭ имеет мнение по новым ФГОС. Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимир Мау   также ознакомился с ними.

А он дает им несколько другую оценку. Допустим, рассуждая о метапредметных результатах, Мау отмечает, что они есть в проекте ФГОС и прописаны гораздо понятнее, чем в действующей редакции. Но инструменты оценки таких результатов не разработаны. «Новые стандарты — хороший повод заострить этот вопрос и приступить к разработке инструментария по оценке метапредметных результатов, тем более что многие из них лежат в одной плоскости с модными сейчас soft skills (комплексом навыков для успешного участия в рабочем процессе, высокой производительности, не связанных с предметными знаниями. — РБК)», — указал он.

Кроме того, в отличие от своего коллеги Мау считает, что нужно сохранить понятия «производительного и непроизводительного труда». Они исследовались на протяжении всей истории экономической мысли, включая работы Аристотеля и Адама Смита. В тоже  Мау утверждает, что во ФГОС не хватает других важных понятий, в частности понятия ВВП, инвестиции, спроса и предложения, занятости и безработицы, акций и облигаций и др. Хотя, как считает он: «Все это нетрудно откорректировать»,

 

 

Стандарты юрского периода

 

 

Как уже говорилось выше, в понедельник, 19 марта, около 500 учителей литературы, методистов и преподавателей вузов выступили с критикой предложенных Минобрнауки новых образовательных стандартов. Гильдия словесников (основанная несколько лет назад ассоциация филологов) настоятельно рекомендует отказаться от предложенного жесткого позиционирования литературных произведений по годам обучения и безальтарнативного списка литературы. «Ведомство своими действиями перечеркивает логику развития всей системы школьного образования за последние десятилетия, <...> попирая основы закона об образовании и те академические свободы, которые определены школам», — говорится в заявлении учителей-словесников.

Директор Федерального института развития образования Александр Асмолов прямо назвал новые ФГОС «стандартами юрского периода». «Если их примут, ученики будут завалены опытом прошлого и набором готовых рецептов», — заявил он.

А в Минобрнауки, отстаивая честь мундира, уверенно отвечают кортиками: рассматриваемый проект ФГОС позволит «обеспечить не номинальное, а реальное единое образовательное пространство». «Излишняя вариативность» программ, которую защищают учителя литературы, увеличивает нагрузку на ребенка, например, при переходе из одной школы в другую, отметили в министерстве.

Тем не менее, Минобрнауки перенесло заседание, на котором должно было состояться утверждение изменений школьной программы, на 21 марта.

 

Блоги

Все на свете не случайно

Никогда не думала о том,  что красота душевная передается по наследству нужному человеку. В определенный момент времени люди, близкие по духу, сталкиваются и уже никогда не разлучаются.

Подробнее...

"Район плюс"

Интернет-газета Ростовской области

добавить на Яндекс

Конкурсы

В настоящий момент конкурсы готовятся к публикации. Следите за обновлениями!

Погода Ростов-на-Дону

Ясно, без осадков .
Прогноз для Ростов-на-Дону