Когда прошла первая информация, что часть учеников начальных классов Егорлыкской СОШ № 1 обяжут с 1 сентября 2016 года учиться в старом здании недавно ликвидированного межшкольного УПК, почему-то подумалось о неумной, даже в чем-то злой, шутке.
Когда оказалось, что ЭТО, правда, и некоторые родители могли убедиться, что их детям придется учиться в совсем некомфортабельных кабинетах, в здании с низкими неровными потолками, с подтекающей крышей и так далее, почему-то вспомнился легендарный педагог Януш Корчак и его помощница и коллега Стефания Вильчинская. Наверное, нужно напомнить коротко их подвиг во имя детей руководителям Егорлыкской районной администрации, а большая часть егорлыкских родителей не сомневается, что инициатива проистекает от них. Ну и исполнителям ее – уже администраторам от образования – то же полезно освежить в памяти историю, которую они должны знать.
6 августа 1942 года 192 ребенка из приюта Корчака были направлены в «лагерь смерти» Треблинка. С ними были два их педагога – Януш Корчак и Стефания Вильчинская, а также еще восемь взрослых.
Педагогический авторитет Януша Корчака был столь велик, что в момент погрузки в вагон к нему подошел один из немецких офицеров, протянув лист бумаги. Всемирно известному педагогу-новатору гитлеровцы дарили жизнь.
Однако Старый Доктор не оставил своих воспитанников в самый страшный час их жизни.
Януш Корчак, Стефания Вильчинская и все дети из их приюта приняли мученическую смерть в газовой камере «лагеря смерти» Треблинка.
Наверное, гиперболизировано по сравнению с егорлыкской ситуацией. Ну, переводят детей в старое здание и что тут такого? Ведь делается все вроде бы во исполнение документа Правительства РФ, который называется: «государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.»
И при этом абсолютно никто из отдавших приказ, а тем более исполнителей, не желает понимать, что такое рвение обрекает маленьких детей на нахождение в аварийном здании. И пока никто даже не показал документы на его использование в целях образовательного процесса с постоянным нахождением там детей.
А возможно, что их просто пока нет. И как в таких случаях часто бывает, саму задачу пытаются подогнать под исходную цель – обучение детей в старом аварийном здании во имя пресловутой казенной бумаги и дутой отчетности.
О том, что оно как минимум, нуждается в капитальном ремонте, можно сделать вывод, исходя из фактического возраста здания, так как построено оно в 60—70- х годах прошлого века. Сейчас на календаре год 2016.
В данном случае, как дополнение немного цифр. Продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены): фундамента ленточного бутового на сложном или цементном растворе - 50 лет, стен каменных обыкновенных (кирпичных при толщине 2-2,5 кирпича) - 40 лет, перекрытий - от 10 до 50 лет. Но, допустим деревянные, в том числе чердачные, а они, скорее всего, именно такие, что еще можно было использовать в 50-е годы 20 века, - до капремонта, в данном случае, хотя бы частичной замены, могут стоять только 15-20 лет!
Ну и так далее. Мы перечислили самые долговечные элементы конструкции того типа строения, к которому относиться здание УПК. (Данные взяты из ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения».)
Соответственно, здание, которое строилось в прошлом веке, как интернат-общежитие, никак не могло соответствовать школьным санитарным нормам даже тех лет, не говоря уже о современных.
Даже предварительно можно назвать следующие нарушения "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.10.2010 № 189.
- п. 4.9 , касающегося площади учебных кабинетов, высоты потолков и соблюдения кратности воздухообмена;
- п. 4.13, касающегося размещения и площади спортзала, которого пока просто нет и в данном здании нет ни одного помещения, которое можно было бы переоборудовать под спортивный зал;
-п. 4.17, касающегося организации питания обучающихся (набор необходимых помещений попросту отсутствует, а если рассматривать возможность питания в здании ЕСОШ № 1, то отсутствуют необходимые в данном случае отапливаемые переходы (п. 4.1) плюс увеличение времени между уроками, необходимого для организации питания, и предполагаемая недостаточность времени);
- п.4.21, касающегося наличия помещений медицинского назначения;
-не соблюдаются требования к ширине рекреаций (п.4.20), требования к санитарным узлам (п.4.25), нарушается п.4.28 в части требований к потолкам и стенам всех помещений, которые имеют щели, трещины и деформации, а также следы течи с потолков;
- 4.29 в части требований к полам, которые имеют щели, дефекты и механические повреждения. Отдельного внимания заслуживают неровные каменные ступеньки лестниц;
- п. 6.1 в части оптимальных параметров микроклимата и воздушной среды, а также установки ограждений отопительных приборов, п.6.2 в части температурного режима;
- раздела VII, касающегося требований к естественному и искусственному освещению.
Вот так…
И здесь снова вспоминается аналогия, касающаяся опять же середины прошлого века и такого страшного явления, как фашизм
Гитлеровский генерал Гейнц Гудериан был неприятно удивлен прекрасным состоянием советских школ. В своих мемуарах «Воспоминание солдата» этот военный преступник пишет:
«Ночь я провел вместе Бюсингом и Кальденом в здании школы в Лохвице (районный центр в Полтавской области СССР – прим. ред.)
Школа находилась в прочном здании и была хорошо оборудована, как и все школы в Советской России, находившиеся почти повсюду в хорошем состоянии. Для школ, больниц, детских домов и спортивных площадок в России было сделано много. Эти учреждения содержались в чистоте и полном порядке».
Сегодня, не дай Бог, Гудериан был бы жив, в нашем случае он злорадно бы потирал руки и был бы приятно удивлен месту, где придется учиться детям начальных классов Егорлыкской СОШ № 1. И, наверное, военный преступник, ненавидевший все славянское, советское, русское, с удовольствием бы пожал руку главе администрации такого района России, где детей отправляют учиться в здание, которое уступает в своем описании школе 40-х годов.
Газета «ТоржокЪ»