Пасха – один из самих любимых, красочных и светлых праздников для православных! Праздник Светлого Христова Воскресенья – центральное событие в духовной жизни христианина-казака.
Ранее казаки 18-19 веков очень почитали этот праздник. Строго держали пост, ходили в церковь на все службы. Исповедовались и причащались во время поста. Накануне Пасхи все в станице, пекли куличи и красили яйца.
В пасхальную ночь вся станица собиралась на праздничную литургию в церковь. После пасхальной литургии священником в церкви совершалось освещение куличей, пасок, яиц. Мясные блюда сало, мак, соли и т.д освещались на улице.
После праздника казаки разговлялись в своих семьях. Придя из церкви, вся семья садилась разговляться освященной в церкви едой. Освящение придавало дополнительную святость ритуальным блюдам. Трапеза обычно начиналась с яиц. Первое яйцо делилось на несколько долей, соответствующему количеству членов семьи.
Совместная еда должна была укреплять семью сохранять в ней дружеские отношения любовь друг к другу. Потом, после домашнего разговения, через есаульца-казака делалась «закличка» то-есть сбор всех казаков к станичной избе и все казаки выходили на майдан, неся с собой закуску.
Из станичной избы выходил атаман поздравлял всех казаков со Светлым Христовым Воскресеньем. Затем выносил водку и угощал всех казаков, тут же атаман «клал такой завет что за всякий проступок пьянку драку и прочее хулиганство в течении Святой недели провинившемуся казаку приходилось расплачиваться на Красной Горке водкой».
Ей угощались все казаки станичники. Такое порой случалось. В это время к собранию подходили и девушки казачки с блюдом крашенных яиц, которые они подносили Атаману и старикам. Это называлось «выкупать весну или Красную горку», по объяснению казаков, просить взамен принесенных в дар яиц позволения повеселится и поиграть.
Для выкупа весны каждая девушка из дому приносила одно яйцо. Атаман, приняв девичий дар, подносил им чарку. Потом девушки выходили за станицу и угощали друг друга. Пели веснянки, играли весенние игры, « заплетали и расплетали плетень», водили хороводы.
ним, как правило, присоединялись и молодые казаки. Позже могли к ним присоединиться и старики, чтобы пошутить над ними, подзадорить их. Без подобного выкупа девушки не могли проводить обрядовых игр.
В станице Калитвянской на Пасху девушки собирали яйца и муку, варили брагу. Потом устраивали из плетней изгородь, украшали её зеленью и в этом помещении угощали брагой. Очень крепко почитали Христово Воскресенье казаки в станице Егорлыцкой. На сохранившихся фотографиях начало 20 века егорлыцких казаков с места службы посланных родителям можно встретить такие слова «Поздравляю Вас, дорогие папаша и мамаша с Христовым Воскресеньем!».
Важным событием пасхальных торжеств было и поминовение усопших. Поминальным днем была для всех Радуница. На Пасху же станичники ходили поздравляли друг друга словами «Христос Воскресе»-«Воистину Воскресе», после чего трижды целовались, обменивались крашенными яйцами и пасхами. Пасха красная! Красен и день и звон!
Все такое празднество Христово Воскресенье осталось лишь в большей части в истории.
Д. Санин,
Директор МБУК ЕР "Егорлыкский историко-краеведческий музей"