Символы России. История и настоящее-5

Категория: Публицистика
Просмотров: 3763

Было бы несправедливо, если бы в число символов России не попали те памятники и места, которые для верующих россиян считаются святыми, к которым едут многочисленные караваны паломников. Сегодня рассказ о них, ансамблях истории и архитектуры, где большая часть – величественные храмы и соборы, небольшие церкви и часовни. Особо все-таки стоит обратить внимание на Троице-Сергиеву лавру, считающуюся сердцем православного христианства.

Кижи

Кижи - небольшой островок, затерянный в шхерах Онежского озера. Суда, отправляющиеся из Петрозаводска, пересекают открытую водную гладь Большого Онего и входят в проливы между многочисленными островами архипелага.  Карелия - край величественной природы, край озер, болот, больших и малых рек, дремучих лесов. Ушедшие поколения этой суровой земли русского Севера оставили удивительные памятники древней культуры и зодчества.

 Карелия была заселена людьми еще в VI-V тысячелетии до н.э., об этом свидетельствуют археологические раскопки и наскальные рисунки - петроглифы. Само название "Кижи" связано с жившим тут прежде карельским населением. На карельском языке слово "кижат" означает "игрище". Возможно, на этом острове собирались карелы для проведения своих языческих праздников. Также название Кижи по одной версии происходит от вепсского слова kiz (kidz) — «мох (растущий на дне водоёмов.

 В X-XII веках остров стал заселяться переселенцами из Новгорода. Но в летописях первое упоминание о поселении на острове Кижи встречается впервые под 1496 годом, когда эти земли уже принадлежали Московскому государству. Тогда остров Кижи был центром большого округа - Спасского Кижского погоста, который объединял деревни соседних островов и самого Заонежского полуострова. Уже к XVII веку таких деревень насчитывалось более 130. На погосте протекала будничная жизнь большого округа. Здесь располагались амбары и лавки для проходивших по определенным дням ярмарок, когда стекались огромные массы людей из окрестных деревень. Множество лодок виднелось на озере, для приезжающих даже строили специальные "дворы на приезд".

В XVII веке новгородский предприниматель Семён Гаврилов начал создавать металлургическое производство в заводском масштабе. Найдя медную руду, он начал в 1669 году строить плавильный завод. Его начинание воплотили в жизнь датские горнозаводчики Бутенант и Марселис. В 1696 году у них было уже три завода (два в Шуньге и один в Кижах). К концу XVII века в Кижском погосте прибавилось ещё 2 новых завода.

Заводы строились первоначально как медноплавильные, затем, вследствие убыточности, их переводили на производство железа. Крестьянское население относилось к строительству заводов враждебно, в виду масштабного отвода заводчикам земельных участков и лесных угодий под разработку богатых рудами недр, введения для крестьян обязательной работы на заводах, подрыва кустарной добычи и обработки железа. Протекавшая здесь жизнь не всегда была мирной. Несколько раз остров Кижи был центром восставших крестьян,  Самым крупным явилось восстание приписных крестьян в 1769—1771 годах. Руководители восстания крестьяне Климент Алексеевич Соболев из деревни Романовская Толвуйского погоста, Семён Костин, Андрей Сальников были «наказаны кнутом с вырезанием ноздрей и с поставлением знаков» и сосланы на вечную каторгу в Сибирь, на Нерчинские рудники. Десятки крестьян были отправлены на каторжные работы, отданы в рекруты, приговорены к телесным наказаниям.

История Кижей тесно связана с жизнью всего Заонежского края, среди местных жителей которого было много талантливых, умелых мастеров, плотников-древоделов, оставивших нам великолепные образцы деревянного зодчества, о чем свидетельствует, в первую очередь, ансамбль древнего Кижского погоста.

 Еще в петровскую эпоху появилось на погосте самое значительное его сооружение - церковь Преображения (1714 год), которая стала смысловым центром всего ансамбля. Преображенская церковь считается самой сложной, наиболее богато украшенной среди памятников северного деревянного зодчества.

По одной из легенд, Преображенская церковь построена одним топором (изначально без гвоздей), который потом мастер выбросил в озеро. Впрочем,  когда говорят, что церковь построена без гвоздей, ошибаются. На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах

 Церковь увенчана двадцатью двумя главами, эта "несравненная сказка куполов" придает зданию особое величие и царственность. Нижняя часть здания - ярусная (три восьмигранника поставлены один на другой). К нижнему "восьмерику" примыкают четыре расположенные по сторонам света прямоугольных "прируба", образуя в плане крест. Кроме того, с востока пристроен алтарь с главой, а с запада - трапезная с открытым широким крыльцом, с верхней площадки которого видны озерные проливы и дальние деревни. Производит сильное впечатление залитое светом внутреннее пространство храма и великолепный четырехъярусный иконостас, выполненный в середине XVIII века.

Покровская церковь (1764 г.) меньше и скромнее Преображенской. Такого характера церкви нередко встречались на Севере, но она выделяется среди других стройными удлиненными пропорциями, изяществом девяти своих глав, стоящих на небольших восьмигранниках, что и придает церкви такую легкость. Внутреннее убранство Покровской церкви утрачено. После реставрации выполнен новый иконостас, характерный для северных церквей, он собран из заонежских икон XVII-XVIII веков.

Шатровая колокольня (1874 год) - самое позднее сооружения Кижского ансамбля. Удачно расположенная между церквями, она продуманной простотой своего очертания оттеняет роскошные формы обеих церквей.

Старинная бревенчатая крепостная стена, которой был обнесен погост, сохранялась только до XVIII века, о чем свидетельствуют старинные гравюры. При реставрации 1959 года она была воссоздана по образцу сохранившейся ограды Ильинского погоста на Водлозере. Не устаешь удивляться вкусу и чувству меры безвестных мастеров, расположивших все постройки ансамбля таким образом, что, обходя его вокруг, видишь все время меняющиеся картины, все новые и новые ракурсы, при этом церкви как будто сливаются в одно фантастическое сооружение, а потом разбегаются. Изумительно сочетание серо-коричневых тонов бревенчатых стен церквей с серебристым, более светлым, цветом покрытия глав из осинового лемеха - и все это на фоне холодного северного неба!

Кроме Кижского погоста в музее под открытым небом имеются еще памятники деревянного зодчества, перевезенные из разных районов Карелии. Это прежде всего культовые сооружения. Древнейшее из них - маленькая Лазаревская церковь из бывшего Муромского монастыря (до 1391 г.), предназначавшаяся для монастырского кладбища, о чем упоминает писцовая книга 1563 г: "...за манастырем церковь Лазорь святый на гробищах."

 Находятся в Кижах и две часовни XVIII века - из Леликозера (Заонежский полуостров) и непохожая на нее из деревни Кавгоры (Кондопожский район).

Избы, амбары, мельницы, стоящие на Кижском острове, раскрывают перед нами область деревянного зодчества - жилое и светское строительство. Наиболее интересный памятник жилой архитектуры в Кижах - дом Ошевнева (XIX в.) из деревни Ошевнево. Это характерный тип жилых построек, сложившийся на Севере. Большой двухэтажный дом, объединяющий под одной крышей жилые и хозяйственные помещения, отвечал требованиям суровой зимы и особенностям быта местных крестьян. Дома непременно украшались нарядными галереями и узорными наличниками.

 Из хозяйственных построек Кижского заповедника особенно красив небольшой амбар из деревни Коккойла.

 Интересные деревянные часовни XVII-XIX в. можно увидеть в деревнях и селах вокруг заповедника и на соседних островах, которые получили название "Кижского ожерелья". Одна из древнейших заонежских часовен - часовня Петра и Павла (XVII в.) на соседнем с погостом острове в деревне Волкостров. В деревне Корба на Большом Климецком острове стоит Знаменская часовня (XVII-XVIII в.). Остров этот приобрел известность в XIX и нач. XX в. благодаря творчеству известных династий заонежских сказителей Рябининых. Про Ивана Трофимовича Рябинина (1844-1908 г.), родом из деревни Середка Большого Климецкого острова, Лев Толстой сказал: "...такой певец, как Рябинин смело может быть назван феноменом не только для России, но и для всей Европы".

Деревянное зодчество Карелии - это целая эпоха в истории русской культуры. Сложнейшие реставрационные работы, проведенные нашими специалистами, дали возможность как можно более точно воссоздать облик великолепных памятников архитектуры, выполненных безвестными мастерами.

www.dic.academic.ru

www.towns.ru

Троице-Сергиева Лавра

 Обитель Живоначальной Троицы основана  Сергием Радонежским в 1337 г. На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах работали и молились  подвижники Русской Православной Церкви, в их числе  Никон Радонежский,  Максим Грек, духовные писатели  Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879), а также  митрополит Владимир (Богоявленский; †1918).

В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. В 1608-1610 гг. обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч.

В 1744 г. монастырь получил почетное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII-XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников.

С 1814 года на территории Троице-Сергиевой лавры располагается Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. Переведенная после пожара 1812 года в Лавру, Академия разместилась в бывших Царских чертогах (XVII в.).

За алтарем Успенского собора с северной стороны похоронен И.С. Аксаков (†1886). На кладбище Черниговского скита похоронены К.Н. Леонтьев (†1891), В.В. Розанов (†1919) и другие известные деятели русской культуры.

В 1920 г. Троице-Сергиева лавра была закрыта, в ее зданиях разместились Историко-художественный музей и другие учреждения, часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в 1946 г. В ее стенах в 1971, 1988, 1990 гг. проходили Поместные Соборы. Сегодня монастырь продолжает играть выдающуюся роль в жизни Русской Церкви.

За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений. В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.

Успенский собор был возведен в 1559-1585 годах по типу Успенского собора Московского Кремля. Фрески Успенского собора создавались в 1684 году. У северо-западного угла собора на месте западной паперти в 1780 году была устроена палатка с шатровой кровлей над могилами семьи царя Бориса Годунова.

Напротив Успенского собора — комплекс казначейского корпуса и примыкающих к нему больничных палат с шатровой церковью Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1638). За ними располагаются Крепостная палата и комплекс Келарских палат (рубеж 16-17 вв.). На месте древней надвратной церкви во имя Сергия Радонежского (1513) у главного входа в монастырь был построен пятиглавый надвратный храм в честь рождества св. Иоанна Предтечи (1692-1699).

Декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского (1686-1692) выполнена в стиле «нарышкинского» барокко — русской версии одного из великих европейских стилей. До конца XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре в том же стиле были возведены Царские чертоги, Надкладезная часовня и уже упомянутая надвратная церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.

К памятникам XVIII века относится небольшая церковь во имя Михея Радонежского, построенная над его гробом в 1734 году. Напротив больничных палат в 1746-1748 годах возведена изящная церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко. Здание Митрополичьих покоев расположено в юго-западной части монастыря, оно относится к XVI–XVII вв., а фасад обновлен в 1778 г.

Центральное место в архитектурном ансамбле Троице-Сергиевой Лавры занимает великолепная пятиярусная колокольня, которая видна со всех сторон за несколько километров до подъезда к монастырю. По архитектурной композиции, изяществу силуэта и декоративному убранству здание колокольни принадлежит к лучшим памятникам русского зодчества XVIII века. Недалеко от колокольни в 1792 году поставлен памятный четырехгранный памятный обелиск, сложенный из дикого камня.

Крепостные стены с одиннадцатью башнями (от двенадцатой сохранился лишь фундамент) (1540-1550 гг.) общей протяженностью 1370 м опоясали монастырь неправильным четырехугольником, сохраняя древнюю «четверообразную» планировку. Современный вид крепостные сооружения приобрели в середине XVIIв., когда велись работы по их усилению и совершенствованию.

За стенами юго-западной части монастыря, рядом с речкой Кончурой, напротив Водяной башни был разбит Пафнутьев сад. Здесь на территории, обнесенной в 1778 году невысокой каменной оградой, в 1895 году построен больнично-богадельный корпус с храмом Иоанна Лествичника (в настоящее время — помещения Московской духовной семинарии).

Храмы и часовни

Троицкий собор (1422-1425 гг.), в котором находятся святые мощи Игумена Земли Русской Сергия Радонежского. В иконостасе храма иконы письма Андрея Рублева.

Успенский собор (1559-1585 гг. построен по повелению царя Иоанна Грозного), возле собора — усыпальница царя Бориса Годунова и членов его семьи.

Храм Сошествия Святого Духа на апостолов (1476 г., псковские мастера). Надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.). Шатровый храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких при Больничных палатах (1635-1637 гг.). Храм прп. Сергия Радонежского с трапезной (1687-1692 гг.). Храм Смоленской иконы Божией Матери (1746-1753 гг.). Храм в честь явления Божией Матери прп. Сергию (Михеевская церковь) (1734 г.). Храм в честь Покрова Божией Матери (в Духовной академии). Храм в честь прп. Иоанна Лествичника (в Духовной семинарии). Надкладезная часовня.

Подворья

Подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве, храм Троицы Живоначальной в Троицкой слободе и храм преподобного Сергия в Сергиевском подворье.

Храм свв. апп. Петра и Павла (г. Сергиев-Посад).

Пятницкое подворье на Подоле, храм во имя св. мц. Параскевы Пятницы. Расположено с юго-восточной стороны Лавры (При подворье действуют три церковные школы: церковного пения, вышивания (для девочек), воскресная школа.

Храм Преображения Господня. Подворье оказывает духовную помощь больным наркоманией и алкоголизмом. Построен двухэтажный дом для больных и приема паломников.; Подворье в Санкт-Петербурге;

Варницкое подворье в г. Ростове Великом (Ярославская обл.).

Храм в честь св. Марии Магдалины.

 Скит Параклит.

Владимирское подворье (Владимирская обл., Селивановский р-н, с. ТучковоПокровский скит (Московская обл., с. Сабурово).

 Геленджикское подворье (Краснодарский край, г. Геленджик, с. Дивноморское, ул. Кирова, 10).

Спасо-Вифанское подворье.

 Черниговский скит.

Святыни (краткий перечень)

Св. мощи преподобного Сергия Радонежского, Тихвинская и Черниговская иконы Божией Матери (в Троицком соборе), св. мощи преподобных Максима Грека и Антония Радонежского (в Духовской церкви), чтимая икона свт. Николая (в храме прп. Сергия).

Богослужение

Успенский собор (зимой — храм в честь прп. Сергия с трапезной): будние дни: вечернее богослужение (9-й час, веч. и утр., 1-й час) — 16.45, ранняя Литургия — 6.15, поздняя Литургия 9.30; воскр. и празд. дни: всенощное бдение — 17.00, ранняя Литургия — 5.30, поздняя Литургия — 9.30. После каждой Литургии служатся панихиды.

В крипте под собором в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших, ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны в 9.00 с водосвятием и в 13.00 без водосвятия, а также раздается освященное масло с 9.00 до 12.30.

Троицкий собор: будние дни — братский молебен у мощей прп. Сергия и полунощница — 5.30-6.30, средняя Литургия — 6.30. Воскресенье и праздничные дни: молебен с акафистом прп. Сергию — 5.00-6.15, средняя Литургия — 6.20, молебны с акафистом прп. Сергию — 8.30, 10.30, 12.30, 14.30, 16.30, 18.30. Воскресенье: соборный молебен с акафистом прп. Сергию — 17.00. В пятницу соборный молебен с акафистом Божией Матери — 17.00 (если нет всенощного бдения). Накануне воскресений, двунадесятых и некоторых великих праздников сразу после всенощного бдения с литией (ок. 21.00) совершается исповедь в том же храме, а в сам день праздника две дополнительные средние Литургии в Духовском храме (в 7.30) и в Смоленской церкви (в 8.30).

Храм в честь Покрова Божией Матери в Академии: будние дни — вечернее богослужение (9-й час, веч. и утр. с 1-м часом) — 16.45, исповедь в исповедальне Академии — 6.00, Литургия — 6.20; воскресные и праздничные дни: всенощное бдение — 17.00, исповедь — 7.00, Литургия — 7.45. По средам соборный акафист Покрову Божией Матери (кроме дней попразднств) — 18.20.

Лавра открыта для посетителей с 5.00 до 21.00. В великие праздники и дни памяти преподобного Сергия (5/18 июля, 25 сентября/8 октября) — круглосуточно. Действует издательство, паломнический центр.

По сведениям главного звонаря Лавры игумена Михея в настоящее время звучание основных колоколов на колокольне следующее:

«Лебедь» — си бемоль малой октавы;

«Первенец» — до-фа малой октавы;

«Благовестник» — ре малой октавы;

«Царь» — до первой октавы.

www.patriarchia.ru

www.stsl.ru