Сокращение перечня учебников уже увеличило их цены вдвое

Категория: Публицистика
Просмотров: 1730

И данный процесс, похоже, необратим, предупреждают эксперты

 

Качество школьных учебников поднимется как на дрожжах, если их количество станет минимальным, а содержание жестко регламентированным по образовательным стандартам и учебным программам. При этом войти они должны в федеральный перечень, дающий зеленый свет учебной литературе на пути в школу,  не столько по рекомендациям экспертизы ученых Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), а в первую очередь по решению чиновников Минобрнауки.

 К такому выводу, как сообщает MK.RUwww.mk.ru/,  пришли 30 марта участники слушаний в ГД РФ с жестким названием «Законодательная регламентация создания, экспертизы, распространения и использования учебников при реализации основных образовательных программ общего образования».

Согласно поручению президента страны, школьные учебные пособия в нашей стране контролируют на соответствие последнему слову науки эксперты РАН, а на приемлемость для изучения детьми того или иного возраста — эксперты РАО. Венчает процесс еще пар экспертиз — общественная и этнокультурная. То есть кажется, учебный школьный материал рассматривается со всех сторон. А вот в Минобрнауки и в Госдуме решили кардинально «подкорректировать» сложившийся порядок. Мотив — чрезмерное, по словам чиновников и депутатов, разнообразие учебников, официально «вбитых» в Федеральный перечень рекомендованных для преподавания в школе, а также их «низкое» качество.

- В настоящее время в Перечень входят 1377 учебников, включая региональные и предназначенные для ребят с ограниченными возможностями здоровья,- доложил заместитель министра образования и науки Павел Зенькович.- А столь значительное количество не может обеспечить должного качества, в результате чего в учебниках встречаются серьезные ошибки и неточности, что вызывает серьезную критику.

Кошмары про «ужасные» учебники рассказывают в федеральном образовательном ведомстве давно. Так и в процессе этих слушаний привели рассказ некой бабушки о том, как ее внучка-первоклассница изучала в классе историю про зайцев-пессимистов, боявшихся быть съеденными хищниками так сильно, что легче, как им показалось, было пойти и утопиться. А потом, пойдя с бабушкой к зубному врачу, внучка процитировала эту суицидальную сентенцию, правда, в качестве шутки. А бабушка возмутилась и стала настаивать на сокращении количества учебников.

Однако, на самом деле, как заметил руководитель экспертного управления РАН Сергей Сидоренко, озвученый пример хоть и известен экспертам, но находится в контексте не учебника, а учебного пособия, относящегося к категории учебной литературы, не проходящей, по принятым на данный момент правилам, экспертизы. Сверх этого: РАН, акцентировал ученый, систематически просит граждан сообщать в академию все ляпы, найденные в учебниках. И если первое время таких обращений, притом вполне реалистичных, было действительно немало, то ныне ситуация изменилась радикально. Так, на данный момент академики изучают всего  два подобных обращения.

Одно из них  требует запретить теорию относительности, исключив любое упоминание о ней изо всех школьных учебников, а в другой содержится настоятельная просьба обозначить температуру некоего объекта в минус 390 градусов Цельсия (при этом нужно вспомнить, что такой температуры в природе не существует). Получается, если называть вещи своими именами, реальных жалоб на качество учебников, не связанных с весенним обострением известных хронических заболеваний, в РАН сейчас нет.

- Нет, есть! - опроверг академического представителя первый зампред думского комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко.- И имя этого человека — Ольга Юрьевна Васильева! (глава Минобрнауки, если кто забыл, напоминает редакция). А вы, даже если уверены, что все у вас так безоблачно, все равно давайте свои предложения по изменению порядка экспертизы учебников!

Руководительница российского Минобрнауки действительно, то и дело критикует качество школьных учебников. И на это на постоянной основе - лишь прелюдия к ее главному тезису: резкого, на несколько порядков сокращения количества учебников, допущенных в школу. Причем, если раньше соглашались  сохранить хотя бы два-три учебника на каждый предмет параллели - один общеобразовательный, а другой для одаренных детей - то впоследствии родился новый план.

В конце 2017 года думско-министерская рабочая группа по учебной литературе выпестовала идею:  в школе необходимы лишь две разновидности учебников: базовый и для детей-инвалидов. Если же кому-то  возжелается более глубоких знаний, пущай, дескать зубрят по дополнительной литературе, стукнули кулаком по столу новаторы. И над этим кошмарным планом они активно работают.

О том, что это будут за учебники, и как они впишутся в современные реалии XXI  века,  даже подумать боязно. Тем не менее, кроме законодательного закрепления понятия «базовый учебник», чиновники от образования и депутаты продавливают и его жесткую привязку к федеральным государственным образовательным стандартам, а также  к примерным и учебным образовательным программам. Не иначе осовремененная реализация принципа «шаг влево, шаг вправо — расстрел» во всей красе: единое образовательное пространство, где все учатся под одну гребенку.

О том, как связать предлагаемое новшество с официально провозглашенным курсом отечественного образования на развитие индивидуальных траекторий обучения наших школьников, никто и не думает, не то что вспоминает. Равно как и о том, как при таком раскладе быть с любимым путинским детищем, лагерем для одаренных детей «Сириус». А и в самом деле, по каким таким учебникам и программам в условиях тотального единства прикажете учить детей там? По пресловутым «базовым»? Так стоит ли для этого ехать в этот самый «Сириус», если и в родимой школе будет все то же самое?

Что говорить о будущем! А ведь данный проект реформы экспертизы учебников принесет не одно лишь максимальное сужение кругозора учащихся и их способностей к самостоятельному мышлению, а кое-что еще. В министерстве, сообщил Зенькович, категорически не согласны с нынешней «практикой оплаты работы экспертов учебников заказчиком, что ставит под вопрос качество этой их работы. Возможно, нужно вернуться к системе государственной оплаты экспертов»,- предложил он. Заправлять же в этом вопросе и принимать окончательные решения, как явствует из Рекомендаций слушаний, будет как раз Минобрнауки. Ну просто именины желудка и сердца!

-Смотришь эти Рекомендации, и кажется, будто на дворе не 2018 год, а 1968-й,- отметил президент Института мобильных образовательных систем Александр Кондаков.- Просто какое-то постановление ЦК КПСС в чистом виде! Ну давайте вспомним, в каком мире мы живем! Если мы говорим, что количество учебников надо сократить до двух-трех, а еще лучше до одного, так давайте и в аптеках иметь лишь по 2-3, а то и по одному лекарству, к примеру, от сердца. Действительно, зачем нам больше? Я уж не говорю о коррупционной составляющей, когда мы говорим о сокращении количества учебников! Сокращение Федерального перечня уже привело к росту цен на учебники в 1,5-2 раза!

Есть ли одно утешение в этой катастрофе: к какому бы решению по экспертизе и номенклатуре учебников ни пришли чиновники с депутатами, сути дела в современном информационном мире это не изменит, успокоил «МК» ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко:

- Когда информационное пространство предельно открыто, а учителя всегда могут брать из открытых источников любые материалы, нужные им для уроков, все разговоры о необходимости «почистить» перечень официально допущенных учебников будут, что называется, мимо кассы. Можно сколько угодно их «вычищать», но это ничего не даст. Что же касается введение базового учебника, то дело это, как показала наша собственная практика, нелегкое. Впервые такая идея появилась в нашей стране в 1933 году, но справиться с ней не могли более 10 лет. А оба наркома народного образования, которые ее продвигали — Бубнов и Теркин — были расстреляны до того, как что-то успели сделать.