Символы России. История и настоящее -1.

Категория: Публицистика
Просмотров: 1855

Закончились страсти по многоэтапному интерпроекту «Россия 10», который проходил не только в яростной борьбе, но и с подключением первых лиц регионов, что, соответственно, по мнению многих, повлияло на чистоту эксперимента. Впрочем, все это в прошлом. А в будущем, 10 победителей конкурса получат право, в качестве элементов дизайна, занять место при создании ландшафтного парка «Россия» в районе города Домодедово Московской области, где  будут использованы их уменьшенные копии.

Ну что, познакомимся поближе с «символами России»?

Мамаев курган и скульптура "Родина-мать зовет"

В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

 Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967. Скульптура на момент создания стала самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах.

Вначале главный монумент ансамбля должен был выглядеть совершенно иначе. На вершине кургана автор хотел поставить скульптуру "Родины-матери" с красным знаменем и коленопреклоненным бойцом. К ней по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Их успели построить, когда Вучетич пошел к Хрущеву, тогдашнему лидеру страны, и убедил его, что будет лучше, если к вершине люди станут подниматься по дорожке-серпантину.

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого бетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

 Общая высота памятника — 85 метров. Он покоится на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть cкрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Моделью при создании знаменитого российского мемориала "Родина-мать" была Валентина Изотова, тогда официантка ресторана «Волгоград». Впоследствии черты лица статуи были изменены: в качестве прототипов называют жену скульптора Вучетича Веру и метательницу диска Нину Думбадзе. То есть, образ, как и прототип, действительно, собирательный.

 Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри жёсткость каркаса поддерживается более чем сотней тросов.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн. Меч был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. На сильном ветру меч раскачивался, а листы гремели. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали. А от проблем с ветром избавились с помощью жалюзи в верхней части меча.

 Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.

 Вначале главный монумент ансамбля должен был выглядеть совершенно иначе. На вершине кургана автор хотел поставить скульптуру "Родины-матери" с красным знаменем и коленопреклоненным бойцом. К ней по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Их успели построить, когда Вучетич пошел к Хрущеву, тогдашнему лидеру страны, и убедил его, что будет лучше, если к вершине люди станут подниматься по дорожке-серпантину.

Историческая справка. Название «Мамаев курган» известно издавна. Свое название легендарный Мамаев курган получил со времен татаро-монгольского нашествия. На его вершине были когда-то сторожевые дозоры. Застава была учреждена ханом Мамаем. История про Хана Мамая уходит своими корнями глубоко в прошлое,во времена Золотой Орды. Считается, что при возведении монумента был варварски снесен надгробный камень Хана-Мамая. Также существует правдивая легенда что Хан-Мамай захоронен на кургане, названном в его честь, в гробнице и золотых доспехах. Чем подтверждаются многочисленные раскопки на Мамаевом Кургане в прошлом. Но гробница так и не была найдена.

Источники:

www.volfoto.ru

www. volgastars.ru

 

 Псковский кремль (Кром)

Псковский кремль стоит на высоком скалистом мысу, где малая река Пскова под острым углом впадает в большую реку, Великую. Расположение, традиционное для средневековой крепости: на возвышенности, с двух сторон защищенной естественной водной преградой. Так строился и московский Кремль, на высоком холме при впадении реки Неглинной в Москва-реку. Но псковский кремль гораздо древнее московского — строительство деревянного Крома началось еще в VIII веке, а с Х столетия его стены начали перестраивать в камне, усиливая крепостные сооружения.

Полностью каменные стены и башни кремль в Пскове приобрел в период рассвета Псковской республики (четырнадцатый – шестнадцатый века). Тогда же на территории крома были возведен Троицкий собор – главное украшение города.

Высота стен Крома — от 6 до 8 метров, толщина — от 2,5 до 6 метров. Рассматривая могучие стены и башни, стоит лишний раз задуматься об историческом контексте. Кром — лишь первое из пяти мощных оборонительных колец Пскова. Общая протяженность городских крепостных стен достигает 9 км, это самая большая крепость в Европе, площадью более 3 га.

Очертания Крома следуют остроконечной форме мыса и с высоты птичьего полета отдаленно напоминают неправильный треугольник: стена над Псковой длиннее стены над Великой, в ней даже на одну башню больше. С юга к Крому примыкает Довмонтов город (второй пояс оборонительных укреплений, XIII век), их разделяет третья стена Крома, Перси — самая мощная, соединяющая «речные» стены на опасном участке междуречья, откуда врагу было сподручнее всего штурмовать город.

Справа от входа — здание Духовной консистории середины XIX века, в котором ныне расположилось экскурсионное бюро. Слева от входа — здание Приказной палаты, это единственная сохранившаяся в Пскове административная постройка конца XVII века. Сейчас здесь находится филиал Псковского музея-заповедника с сувенирным магазином и выставочным залом (1-й этаж) и исторической экспозицией (2-й этаж). Там можно увидеть макет исторического Довмонтова города — когда-то на этой небольшой территории тесно стояли два десятка храмов. Археологи раскрыли и законсервировали останки этих церквей, похожие на странный каменный лабиринт, и дали им красивое название: «псковские Помпеи».

Из Довмонтова города через Великие ворота в стене Перси можно попасть на территорию кремля. В наши дни — беспрепятственно, но когда враг прорывался за Перси, он попадал в ловушку: узкий длинный коридор — захаб, или охабень, запертый при осаде. Задние ряды неприятеля теснили свой авангард, который упирался в запертые ворота захаба, а защитники крепости швыряли в них камни и расстреливали из доступных видов оружия.

Башни псковского кремля:

- Власьевская башня Довмонтова города (XV век). Здесь устроена смотровая площадка;

- Рыбницкая башня, или Башня над Святыми воротами Довмонтова города (XV век, в 1780-х годах была разобрана, в 1970-х воссоздана в древних формах). Сейчас в башне находится сувенирная лавка;

- Троицкая (Часовая) башня (разрушилась в XVIII веке, реконструкция);

- Средняя башня, или Снетовой костер (1416-1419);

- Башня Кутекрома, или в Куту Крома, Красная или Кутий Костёр (1399-1400);

- Плоская башня (XVI век);

- Довмонтова или Смердья башня (XII век, в XIX веке мощную круглую Смердью башню превратили в граненую башенку и «окрестили» Довмонтовой)

Источники:

www.strana.ru.

www.prigorod-peterburg.ru

 

продолжение следует