О героях былых времен…

Категория: Публицистика
Просмотров: 1958

Его рукопожатие неожиданно оказывается крепким и жестким. И это несмотря на то, что Александру Николаевичу Краснобабцеву уже 91-й год, и он пока еще не совсем оправился от болезни, которая прицепилась к старому механизатору во второй половине лета 2017 года.

А он ведь, действительно, один из самых старых и в тоже время один из самых известных по своим показателям и наградам, комбайнеров в Целинском районе.

В открытую всем степным ветрам и дождям кабину отечественного трактора СТЗ Краснобабцев впервые сел в военные 40-е, после пары лет работы прицепщиком. Пахать и сеять во время Великой Отечественной и вправду было некому, и потому садились 16-летние хлопчики на «железных коней». 1927 год, в принципе, после освобождения территорий от фашистов подлежал призыву, но опять же, кто-то должен был работать и в тылу. Сашу Краснобабцева несколько раз вызывали в военкомат, но тут же отправляли назад в колхоз

-  Надо было кому-то работать и потому на фронт меня не взяли, - подтверждает Александр Николаевич.

Вот и пахал землю на стареньком СТЗ, с железными колесами, на которых топорщились железные шипы. Точную марку за давностью лет механизатор уже и не помнить, но с большой долей вероятности скорее всего это был СТЗ-15/30 или СТЗ-1. Вот уж поистине это была «железная машина». В этом тракторе даже штурвал рулевого колеса и седло тракториста - стальные штампованные. И колесные обода тоже стальные, голые, без каких-либо шин. На задних ведущих колесах к ободам наглухо привинчивались мощные треугольные шипы почвозацепов.

Года три назад, случайно оказавшись рядом с полем, на котором кто-то из трактористов «Джон Диром» обрабатывал пашню, попросился Николаевич посидеть рядом с ним  за штурвалом.  Почти полдня провел  с молодым коллегой в комфортабельной, эргономичной, с кондиционером кабине, наверное, «правнука» своего первого трактора и сделал короткий вывод:

- Что ж не работать, выставил все по приборам и сиди себе.   Вот эту бы технику тогда.  А СТЗ этот был сплошная тоска, -    глуховато смеется  Краснобабцев, и кажется молодеет на пару секунд, словно воспоминания молодости, очень далекой молодости, сбрасывают года. - Доехал до края поля, а уже смотришь нужно делать перетяжку. Поломается, допустим, ночью, зажигаем костры и при костре ремонтируемся. До утра трактор готов. Былое такое время…

Да было такое время, без которого, наверное, не было и этого – с  «Торумами» и «Акросами», «Кировцами» и «Джон Дирами» на тех самых полях, по которым когда-то вдоль и поперек прошелся на давно выведенных из штатов хозяйств «ДТ» и «СК-4» крестьянин Краснобабцев.

Причем работать довелось не только на полях своего родного колхоза. Например, в конце 50-х в числе прочих целинских механизаторов поднимал целину. Залежные и распаханные земли были не  только в Казахстане или на Алтае, а здесь  рядом, в конзаводе имени Кирова.

- Пахали где-то после уборки, в сентябре-октябре, - вспоминает Александр Николаевич, трудившийся тогда на ДТ-54. - Техники тогда нагнали в конзавод порядком, со всего района, из всех колхозов трактористы пахали. Пахали трудновато. Целина – она крепкая. Но все равно вспахали.

Целина – она крепкая. И не только земля целинная, но и район. Не зря же он, наверное, назван – Целинским. Здесь каждое поколение тружеников дает десятки классных профессионалов, великих тружеников, особенно в сельском хозяйстве. Не всегда, может быть, они отмечаются на высоком уровне адекватно своим успехам. Не все же могли, например, в советскую эпоху стать Героями Социалистического Труда. Звание очень высокое и понятно, что давали его за исключительные показатели

Хотя, допустим, Александр Николаевич Краснобабцев Золотую Звезду героя Труда получить должен был. Он даже был внесен в список кандидатов из Целинского района на это звание. Самое интересное, что, как вспоминают те, кто работал в 70-е годы прошлого века в «Заветах Ильича», не захотел этого тогдашний председатель колхоза Прима.

 Говорят, мотивировал это тем, что дадут Героя механизатору и зачастят в колхоз комиссии, которых тогдашний руководитель боялся.  Героями стали другие комбайнёры, а Краснобабцеау вручили орден Трудового Красного Знамени. Награду, конечно, значительную, но…

 Впрочем, награды для Краснбабцева и до сих пор не имеют значения. А уж тогда…. Что говорить, если он их ни разу не надевал. Только на одной фотографии на пиджаке прикреплена медаль «За трудовое отличие» На снимках из семейного архива он в основном в рабочей одежде – на уборке, в поле, возле комбайна.

- Да и сам он звания Героя не захотел бы, если бы даже и знал тогда, - уверяет дочь Нина. – Сказал бы: «А зачем?»

Кстати, что самое интересное, хотя и связаны, главные трудовые заслуги Александра Краснобабцева именно с жатвой, а ведь стал комбайнером он можно сказать по приказу.

В середине 50-х годов вызвал тракториста.  председатель «Заветов Ильича» И. А. Колесников и велел принимать комбайн СК-3.

В каком это году было Александр Николаевич точно не помнит, хотя детали самого разговора сохранились:

- Я отказывался. Уверял, что не смогу. Председатель коротко рубанул приказом: «Научишься. Пригонишь и будешь работать.»

Пригнал, научился и работал. Сначала был СК-3, потом дали новый - СК-4. А когда пошло новое поколение комбайнов заходил в хлебные массивы на СК-6 «Колос». В те же годы его назначили звеньевым. Звено «Колосов» Краснобабцева, в котором было 4 таганрогских комбайна, ежегодно показывало одни из самых высоких намолотов в районе и области.

По сколько молотили на  СК-4, «Нивах» и «Колосах», сейчас, наверное, и трудно уже вспомнить, да и нынешные комбайнёры, сразу же севшие на «Доны», «Акросы», «Торумы», «Кейсы» и «Клаасы» вряд ли знают. Но, допустим, в 1973 году он на своём СК-6 намолотил 6 150 центнеров, что отражено в грамоте РК КПСС. И это был не лучший по урожайности и валу год. 

  К тому же каждый год Александр Николаевич со своими комбайнерами убирал хлеба не только в родном Целинском районе,  а по всей Ростовской области и далее по Советскому Союзу, ведь комбайнов не хватало на очень большие площади зерновых, имевшихся в масштабах страны, а еще вспомним о не столь высокой производительности зерноуборочных машин, об урожайности в 20-25 центнеров с гектара.

В общем, когда заканчивалась жатва в хозяйстве, комбайны звена Краснобабцева уходили на север района.

А дальше … жатва продолжалась вообще за пределами целинской земли. Чаще всего звено Краснобабцева просили на помощь в Обливский район. Причем, по настоятельным просьбам одного из руководителей этой территории Дона, ранее работавшего в Целинском райкоме КПСС. И ехало звено, в составе которого входили также комбайнеры Бондаренко, Беседин, Чумаченко, туда куда посылало руководство.

Довелось убирать пшеницу механизаторам из Сладкой Балки в Новосибирской области, в Пензенской, в Татарии. Новосибирская командировка запомнилась тем, что даже не смог похоронить маму, которая умерла, когда Александр Николаевич был  в Сибири.

Сибирский хлеб, наверное, и был самым, тяжёлым. Конец сентября, выпал снег, сыро, прибегает председатель колхоза – почему стоите, давайте в поле

- Как убирать, - удивился Краснобабцев 

- Убирайте, у нас хорошие зерносушилки. Зерно мы высушим, ваша задача его обмолотить.

А вот Почетная грамота от Елабужского горкома партии -  датирована 16 сентября 1974 года. И везде нужно было быстро включаться в уже идущую страду:

- Поезд приходил вечером, за ночь перегоняли «Колоса» в совхоз или колхоз, а утром уже на уборку,-  вспоминает комбайнер 20 века.

Потемневшее от времени тяжёлое серебро ордена Трудового Красного Знамени, медали «За трудовое отличие», несколько темно-красных с белым знаков Ударнику социалистического труда, а вот и Ударнику пятилетки – девятой. Небольшие знаки, которые давали не всем и за каждым из них тяжелый труд хлебороба, сотни, тысячи тонн намолоченного зерна, 

    - В жатву отца не видели, да и не только в жатву, вспоминает дочь – Нина Александровна, находящаяся сейчас практически все время с постаревшим отцом

- Мы спим, он уходит, он приходит в час-два ночи, мы спим. Покушает, ляжет поспать немного. В пять уже на ногах, - добавляет сын – Алексей Александрович, работающий в хозяйстве инженером.

- Дома, если честно, ничего не делалось. Он даже отпуск брал, чтобы отремонтировать комбайн. Он всегда боялся, чтобы в период уборки у него никогда ничего не поломалось.

- По рассказам старых инженеров, - добавляет заместитель директора ЗАО «Родина С.В. Миненко, -  если Краснобабцев готовился к уборке – это было основательно и серьёзно.

Продолжая тему профессионального отношения к ремонту «степного корабля» Алексей вспоминает, как прикомандированные на уборку в Целинский район водители из Средней полосы России, Чечни всегда подходили и удивленно спрашивали почему «Колос» Краснобабцева в отличие от других работает тихо и плавно.

Алексей, кстати, в жатву переходил штурвальным к отцу, а позже получил от него СК-4 и несколько лет участвовал в обмолоте зерновых, как комбайнер.

- С ним было легко  работать, и техника ходила без ремонта, и всегда подскажет, если что - не получается.

Глубокой осенью, зимой, да и ранней весной Александру Краснобабцеву также было не до отпуска. Кроме комбайна за ним был еще закреплено СШ-75. Знаменитое, универсальное советское «шасси» (самоходное универсальное уборочно-транспортное шасси СШ-75 "Таганрожец", выпускалось в 60-х-70-х годах 20-го века на Таганрогском комбайновом заводе - прим. автора), выручавшее селян в эпоху без асфальта. На колесных тракторах и «шасси» механизаторы по вязкой донской грязи и снежные переметы обеспечивали снабжение Сладкой Балки - возили комбикорма, цемент, лес, уголь с железнодорожной станции Целина.

Около 30 лет отработал только на комбайнах Александр Краснобабцев. Но колхозный стаж у него гораздо больше  - свыше 50 лет (в том числе механизаторский около 44 лет), ведь после 60-ти он не сразу ушел на пенсию, еще несколько сезонов был рабочим в маслоцехе, котельщиком на комплексе. Окончательно закрыл трудовую книжку в начале 90-х, но еще долго держал дома большое подсобное хозяйство, и все-таки по возможности, пока позволяло здоровье, старался выбраться на мотороллере во время полевых работ к уборочным или пахотным отрядам. Общался со специалистами, механизаторами, где-то поспорит, где-то просто послушает и согласиться.

…Попискивает слуховой аппарат, и тогда приходиться повышать голос, задавая вопросы механизатору советской эпохи. А ведь, действительно, Краснобабцев человек той  эпохи – целиком и полностью. Даже на пенсию  уходил практически в годы развала СССР.  

И понятно, что ему, жившему и работавшему в системе коллективного сельского хозяйство, как он считает повезло, что пусть под другим названием, но хозяйство сохранилось.

А по-другому… Если бы было по другому, вряд ли приезжал поздравлять с 90-летием руководитель хозяйства классного профессионала 50-70-х годов, одного из лучших не только в районе, но и в регионе, а может быть и стране. А в нашем случае, в мае 2017 года директор ЗАО «Родина» И. И. Киреев лично вручал ему подарок от хозяйства, сидел в день 90-летия А.Н. Краснобабцева за столом юбиляра.

И сейчас, может быть не в упрек, но, все равно, убеждает, что нужно писать о таких людях, не забывать героев былых времен сельского хозяйства. Наверное, он прав. Это то, чем мы должны гордиться, и что мы должны постоянно напоминать.

Впрочем, и сегодняшний день, и нынешнее поколение тоже ведь достойны самого высокого  уважения, потому что не должна прерываться связь времен. А иначе, зачем тогда работали и жили герои пятилеток, зачем тогда живем и работаем мы – люди 21 века?

Дмитрий Клименко