Народно-христианский праздник Масленица, иначе называемый Масленая неделя, Блинника, Объедуха или по-христиански Сырная седмица уходит глубокими корнями в далекую древность. Отмечаемый славянами праздник в период с Мясопустной субботы по Прощенное воскресенье имел в своем значении как заговенье на Великий пост или еще можно сказать как Проводы зимы. Празднуется он народными гуляниями.
По традиции всю неделю пекут блины, ходят в гости, устраивают застолья, катаются на санях и санках, наряжаются, и конечно главный атрибут сжигание чучела Масленицы. Праздник маркирует в народном календаре границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста. В календаре Русской православной церкви этот период называется Сырной седмицей, и считается смыслом –примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту-время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. В этом году праздник проводится с (3) 16 по (9) 22 февраля.
Донские казаки этот праздник ранее проводили с большим размахом. На Масленицу в станицах составлялось по нескольку «шаек» казаков, чтобы вместе погулять и повеселится. Они выбирали из своей среды «атамана» (в других местах «хозяина»), который командовал «шайкой» и соблюдал порядок. В «атаманы» выбирали человека веселого и расторопного, который бы «языком востер был». В знак своей должности он носил особую маску. В помощь ему выбирали «есаульца», которому вручалась трость, с навязанными на ней пучком «васильков». Он был обязан помогать во всем «атаману» и исполнять все его поручения.
Вся «шайка» (человек 10 и более) отправлялись к станичному атаману в станичную избу и получали от него знамя. После этого шайка начинала обходить дворы по очереди: сначала гуля у одного, потом у другого. Это называлось ходить со знаменем. Придя к кому-нибудь в гости, знамя водружали пред хатой, оставляя при нем «часового», обязанность коего исполнялась всеми по очереди.
Пировали то у одного то другого до поздней ночи, утром же продолжали свой обход, предварительно посылая «есаульца» известить у кого они будут. Атаман такой «шайки» мог творить и «расправу». Если двое поссорились и подрались, что бывало нередко, то он старался помирить их, а строптивого и поколотить.
Прежде эти хождения со знаменем были особенно оживленны: в них приняли участие и старики самые почтенные; потом все больше молодые казаки ходили. В некоторых местностях в таких хождениях принимали и женщины. Обыкновенно начинали ходить со знаменем с четверга сырной недели, а если год урожайный и прибыли много, то и раньше.
Ходили вплоть до воскресенья, а вечером в этот день в станичную избу приносили знамя обратно. Кроме этого, для пиров на масленице делают многие казаки складчину, по полкварты водки с каждого или менее. В большинство станиц, на масленице казаки « собирались из хуторов на лошадях, выбирают из себя начальников, производят разные военные эволюции и «упражнялись в стрельбе с лошади в лист». В прощенное воскресенье перед вечером все стихало «только и видно толпы посещающих родственников для прощания и кучи девушек и молодых людей, заходящих в каждую хату прощаться. Ходили прощатся также с покойником. Простившись со всеми, молодежь заходила в назначенную для этого свободную хату, делала складчину « с носа копеек по 10» покупала водки и гуляла до утра, т.е. до начала поста. На утро все уже было тихо и смирно…» теперь не то, говорили старики, бывало просыпаемся среди первой недели.
В некоторых станицах ежегодно на этот праздник служили торжественно панихиды по усопшим воинам и справляли тризны, например в Монастырском урочище в трех верстах от Старочеркасской где по преданию в 1643 г. храбро пали казаки в битве с турками . Панихида проводилась с особым церемониалом. Избирался особый атаман, который командовал несколькими взводами казаков, наряжаемых из разных близь лежащих станиц. Этот отряд, со станичными знаменами, духовенством и населением, отправлялся на монастырское кладбище, где и служили панихиду, после которой проводилась ружейная стрельба, а по окончании всего церемониала делалась закуска в станичном правлении, частью из войсковой суммы, частью по подписке деньгами и натурою то есть вином.
В ст. Луганской в четверг на масленицу также служили панихиду на площади старого городка у деревянного креста. В назначенный день «праздник открывался водружением хоругви у крыльца станичного правления. К этому дню со всех хуторов съезжались жители с целью побывать в старом городке» каждый привозил с собою бутылку водки и «орешки». Утром на площади ставили стол с хлебом и солью клали на него старую атаманскую насеку из тернового дерева, с оловянною головкой и медною оправою на нижнем конце, сама трость имела насечки, сделанные тогда, когда дерево росло еще на корне.
По команде станичного атамана, верховые с распущенными хоругвями выезжают из станицы в старый городок, находившийся в семи верстах расстояния от станицы. На месте по окончании панихиды, станичный предлагал священно-церковно-служителям и почтенным гражданам хлеб-соль и вино; остальные же из прибывших составляли особые кружки, где также и шло угощение. За тем переезжали на Моськину могилу-большой курган. Тут проводились в это время скачки. Атаман въезжал на холм, который был усыпан станичниками.
В это время один из урядников формировал скакунов, распределял их по местам и командовал: раз, два, три-пошел. Кто первый доскакивал, тот увольнялся на три недели от службы при станичном правлении, второй на две недели, третий на одну неделю. Подскакавший к месту бросал вверх шапку и кричал «Ура». Ему преподносили водку и «орешки», а также дарили деньги (иногда по пять рублей) По окончании скачки все возвращались в станицу, где оставленные у столов старики угощали всех водкой на этом и заканчивался праздник.
Также в масленицу часто между собравшимися на улицу молодыми казаками завязывались кулачные бои. Все «ребята» разделялись на две партии: жители одного конца станицы идут против жителей другого конца иначе сказать «стенка на стенку». В ст. Камышевской сначала, обыкновенно засылали маленьких казачат, которые «травили друг на друга». Мальчишки набегали друг на друга верхом на палках, вооруженные прутьями с криком «ура». Вслед за ними вступали и взрослые. Кулачные бои доставляли большое удовольствие молодежи. Иногда кулачные бои устраивали между двумя хуторами ил станицей и хутором. В этих битвах наравне со всеми принимали участие и живущие при станице или хуторе иногородние. Вот в таких гуляньях и весельях проходила масленица у казаков с некоторым своим изменяемым сцеанрием для каждой станицы. Где сейчас такие объединяющие всех казаков воедино праздники?
Увы, их вспоминают в усечённом варианте, а ведь масштабное праздничное действо – квинтэссенция истории, древней истории любого народа, в том числе и казачества, отличавшегося самобытностью и творческим подходом к жизни.
Д. Санин,
Директор МБУК ЕР
«Егорлыкский историко- краеведческий музей»