Должен остаться только один?

Категория: Публицистика
Просмотров: 2796

Ангары-корпуса будущих ритейлоровских точек растут и растут на центральных улицах сельских райцентров. «Магнит» и «Пятерочка» прочно столбят любую мало-мальски населенную территорию. И почему-то вспоминается незабвенный горец Дункан Маклауд - «Должен остаться только один».

 Пусть в данном случае не так быстро и глобально, но битва заезжих  гигантов-супермаркетов против местных карликов-предпринимателей будет со временем выиграна. Ну, или закончится с разгромным счетом в пользу первых. Да, какие-то магазины останутся, подбирая крохи по сравнению с многомиллионными оборотами ЗАО «Тандер»  и X5 Retail Group N.V.(куда входят «мягкие» дискаунтеры под брендом «Пятерочка»). Но аппетиты сетевиков растут все больше и больше.

Если верить официальному сайту Магнит ЗАО Тандер, а не верить ему нет причин, на   31 декабря 2013 года сеть компании включала 8 093 магазинов, из них: 7 200 магазинов в формате «магазин у дома», 161 гипермаркет, 46 магазинов «Магнит Семейный» и 686 магазинов «Магнит Косметик».

Магазины розничной сети «Магнит» расположены в 1 868 населенных пунктах Российской Федерации. Зона покрытия магазинов занимает огромную территорию, которая растянулась с запада на восток от Пскова до Нижневартовска, а с севера на юг от Архангельска до Владикавказа. Большинство магазинов расположено в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском Федеральных округах. Также магазины «Магнит» находятся в Северо-Западном, Уральском и Сибирском округах. Магазины розничной сети «Магнит» открываются как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах. Около двух третей магазинов компании работает в городах с населением менее 500 000 человек.

На 31 декабря 2013 года под управлением X5 Retail Group N.V. находилось 4 544 магазина с лидирующей позицией в Москве, Санкт-Петербурге и значительным присутствием в европейской части России. Сеть магазинов Компании включает в себя 3 882 мягких дискаунтеров Пятерочка, 390 супермаркетов Перекресток, 83 гипермаркета Карусель, а также 189 магазинов «у дома». Под управлением Компании также находится 32 распределительных центра и 1 848 грузовых автомобилей на территории Российской Федерации.

Как бороться против этой мощной системы? Причем, обратим внимание на то, что «Магнит» вообще изначально был направлен на средние населенные пункты. То есть, уже тогда небольшим предпринимателям нужно было предвидеть – конкуренты появиться, конкуренты  не свои, которые имеют такой же скудный ассортимент, сообразно имеющемуся бюджету.

Появление мощных игроков на сельском торговом пространстве с одной стороны имеет достаточно плюсов. Исчезли антисанитарные, малоэстетичные ларечки, кто-то из ИП поменял имидж, построив капитальные торговые точки, кто-то ушел из зоны торговли в другую сферу, под давлением обстоятельств. Еще один плюс  - потребитель,  с появлением гипермаркетов, экономит деньги (хотя здесь скорее экономия мифическая – цена ниже, но вот номенклатура покупок расширяется, как качественно, так и количественно) и время.

Минусов, если посчитать, гораздо больше. Но вот вопрос в том, что минусы-то косвенные. Напрямую они не касаются потребителя. И, казалось бы, их не стоит учитывать. Но это только кажется.

Появление первых магазинов ЗАО «Тандер» по местному бизнесу, в первую очередь, так называемым «магазинам шаговой доступности», «соседским магазинам», где-то было как слону дробина. Ну, появился «гиперок», и появился – флаг ему в руки и гранату на шею. На наш век клиентов хватит. А уже тогда нужно было задумываться о снижении цен, о поиске своей «изюминки», своего экслюзива.

Так что народ проголосовал рублем и не в пользу местных предпринимателей. Товар ведь практически один и тот же – «молочка» с Кубани, колбаса с «Тавра» и Москвы и т.д. и т.п. Нет ничего сверхординарного и особого. А откуда взяться?

Чиновники от торговли, в том числе и из департамента потребительского рынка при всем своем оптимизме о равной конкуренции и праве на жизнь маленьких магазинчиков, оговариваются: шанс они могут получить только тогда, когда на их прилавках будут свежайшая, экологически чистая продукция небольших партий. Продукция, которая может быть произведена только на небольших местных мини-фермах. Но этого пока нет в природе, сегодняшнее фермерское производство заточено только под производство сырья – зерна, молока, мяса.

Пока даже не налажен системный сбыт, а что там говорить о собственном производстве. В его создание нужно вкладывать средства, что окупятся может быть только во втором поколении фермеров. Не стоит забывать о бесчисленных санитарных, пожарных, налоговых и ветеринарных нормах, о неофициальных откатах. Но даже если удастся все это преодолеть, то снова – тупик… Крупные ритейлоры однозначно не возьмут к себе таких неизвестных контрагентов. Либо заставят подписать невыгодный контракт. Доказательство – возбужденные Ростовским УФАС судебные дела против «Ашана», «Ленты» и «Магнита» именно по вопросам контрактации. Допустим, тому же ЗАО «Тандер» невыгодно работать с донскими производителями, ведь Галицкий все-таки краснодарский бизнесмен и должен где-то даже вопреки логике поддерживать своего регионального производителя. Ну и параллельно с этим выжимать мелких конкурентов. Эти две задачи идут рядом и выполняются вполне успешно.

А, значит, шансов выжить у местных предпринимателей в сфере потребительского  практически нет. Что-то, конечно же, останется, но что и кто? Скорее всего, егорлыкское предпринимательство ждет судьба некогда звездного Егорлыкского райпо.

Продолжение следует