Лучше не болеть

Категория: Медицина
Просмотров: 2349

Федеральная Антимонопольная служба признала, что в ряде регионов по-прежнему сохраняется недостаточно полный ассортимент жизненоважных лечебных препаратов (ЖНВЛП). Также служба заявила, что требуются меры по снижению цен на монопольные дорогостоящие препараты. Как говорится в докладе ФАС: «цены на лекарства в России должны быть «справедливыми» как в государственном сегменте, так и на коммерческом рынке в розничной продаже.»

То что, болеть в России дорогое удовольствие, это мы знаем все. Но то, что цены на  многие препараты из ассортимента ЖНВЛП, да и не только, самые высокие в мире ФАС подтвердил документально на основе многочисленных мониторингов . http://www.fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_38365.html

Как отмечают авторы доклада «общей чертой систем организации лекарственного обеспечения в развитых зарубежных странах при амбулаторном лечении является частичное возмещение пациенту назначенных и выписанных врачом лекарственных средств.

Действующие в странах системы лекарственного возмещения (лекарственного страхования) оказывают существенное влияние на цены препаратов, а также на ценовую и физическую доступность лекарств для населения.

Помимо схем сооплаты существуют схемы мотивации, как для пациента, так и для аптек. Существуют разные варианты соплатежей: фиксированная доплата или доплата определенного процента от стоимости лекарств. Доля, оплачиваемая пациентом, меняется в зависимости от типа медикамента и от группы пациентов.»

Итак, что мы имеем? Швеция - возмещается 3/4 стоимости рецептурных препаратов (около 2,5 тыс. лекарств), кроме того, предоставляются скидки в размере от 0 до 50% на лекарства в случае, если годовые расходы граждан на покупку лекарств  превысили 162 долл. США (покупаем мы лекарств в год на 7-8 тысяч? Еще как!).  Великобритания - 100% возмещение рецептурных лекарств. Доплата пациентом за остальные лекарства фиксированная -составляет 6,1 фунтов (12,2 долл. США), при этом 80 % населения освобождено от доплаты. Германия - Возмещается 90% стоимости. Для дешевых лекарств, цена которых меньше 5 евро возмещение не производится, для дорогих лекарств, цена которых выше 100 евро возмещение составляет 100%. Фиксированные доплаты пациентов составляют от 2 до 10 евро, что мотивирует их к применению более дешевых воспроизведенных лекарственных средств (дженериков). Болгария – возмещается 75% стоимости лекарств, на некоторые лекарства возмещение составляет 100%. А теперь Россия.  Льготные категории населения получают бесплатные лекарства по программам ОНЛС и ДЛО. Но болеют не только льготники. Болеют не только в больнице, но и дома и не всегда есть возможность взять рецепт…

Вот что думает по этому поводу ФАС. «ФАС России считает основными проблемами доступности в России лекарственных препаратов для населения:

 Сложность получения льготных рецептов на лекарственные препараты и препаратов по выписанным рецептам в связи с длительностью процедур оформления рецептов (предварительная запись, длительность ожидания в очередях и выписки рецептов, врачи отправляют другу к другу), а также отсутствием льготных лекарственных препаратов в требуемом объеме в аптеках (дефицит, перебои в поставках, затоваривание региональных складов). Большинство обращений граждан в центральный аппарат Росздравнадзора поступает по вопросам отсутствия необходимых лекарственных препаратов в аптечных организациях (41%) и отказов в выписке рецептов (18%). Сохраняется значительное количество рецептов, находящихся на отсроченном обеспечении в аптечных учреждениях, что является индикатором низкого качества и несвоевременной лекарственной помощи льготным категориям граждан.

 Отсутствие регистров пациентов по всем заболеваниям, относящимся к системам лекарственного обеспечения, приводит к недостаточной эффективности механизмов контроля над расходами и сложности планирования затрат на лекарственное обеспечение в соответствии с реальными потребностями здравоохранения и населения.

 Отсутствие препаратов, требуемых гражданам, имеющим право на льготное лекарственное обеспечение, в соответствующих перечнях.

 Низкий уровень объемов финансирования лекарственного обеспечения населения, недостаточный охват населения лекарственными программами и низкий уровень государственного субсидирования расходов на лекарства.

 Низкую рентабельность работы аптечных организаций в сельской местности и на отдаленных территориях, кадровый дефицит в фармацевтических организациях, снижение количества аптек, занимающиеся изготовлением лекарственных средств, а также аптек, оказывающих полный спектр социально значимых услуг (индивидуальное изготовление лекарственных препаратов, ночное дежурство, отпуск кислорода, наркотических средств и т.д.).

 Недостаточный ассортимент ЖНВЛП как в госпитальном, так и амбулаторном сегментах фармацевтического рынка.

Например, в ноябре 2013 года в среднем в каждом субъекте Российской Федерации в амбулаторном сегменте отсутствовало 43% ЖНВЛП. Это связано с тем, что из ассортимента аптек продолжают исчезать лекарственные препараты низкой ценовой категории, так как наценка на них минимальна и не обеспечивает достаточный уровень» .

А что с ценами? Не только в области балета и ракет, но и в аптечной рознице впереди планеты всей. Эксперты антимонопольной службы взяли в качестве примера несколько лекарств и вот что получается. В частности, в категории наиболее покупаемых лекарств

Проведенное исследование показало, что в России из 24 наиболее потребляемых в рознице рецептурных лекарственных препаратов по 17 (71%) препаратам цены превышают средний уровень цен в рассмотренных странах и только по 7 (29%) цены отстают от средних значений. Допустим, Детралекс в среднем по России стоит 24 доллара, в Италии  -18, в  Чехии – 11, в гораздо более бедной, чем мы Молдавии – 7 долларов! Мовалис – Россия – 21 доллар, Бразилия – 13, Франиця – 8, Чехия – 5, Молдавия – 4. И так далее.

Внутри России с ценами еще веселее. По данным ФАС цены на абсолютно одинаковые лекарства отличаются в 59 раз. Значит оптовые и розничные продавцы при продаже этих препаратов несут одинаковые издержки, получая при этом принципиально разные уровни прибыли, такой вывод делают в антимонопольной службе.

Что дальше? Да, ничего, пожалуй, не изменится, по крайней мере в ближайшее время. Чтобы изменить существующую ситуацию нужно кардинально менять все подходы и структуры как в фармацевтической промышленности, так и в системе медицинского страхования. А пока лучше не болеть…